Использование нетрадиционного авторского оборудования и инвентаря

в физкультурно - оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста

Инструктор

по физическому

воспитанию

Бережная Р.Е.

Движение составляет основу практически любой деятельности ребёнка. Однако в настоящее время врачи отмечают значительное сокращение объёма двигательной деятельности детей. Гиподинамия в детском возрасте приводит к снижению уровня здоровья дошкольников, уменьшению защитных сил организма, способствует задержке умственного и физического развития.    

Образовательная область – физическая культура – является основной формой развития двигательной активности детей. Цель её заключается в комплексном формировании культуры движений, систематической работе над решением оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, что обеспечивает физическое развитие, функциональное совершенствование организма, укрепляет здоровье ребенка, способствует приобретению им правильных двигательных навыков, психофизических качеств и эмоционально положительного отношения к занятиям.

Физическая культура должна  доставлять детям радость, пробуждать интерес и способность к творческой активности, удовлетворять естественную биологическую потребность в движении.

На эффективность проведения занятий влияет качественная и глубоко продуманная предварительная работа по подготовке всех необходимых пособий и инвентаря, которые заинтересуют детей, помогут провести мероприятие живо и  эмоционально. Моя задача - насыщение пространства физкультурного зала недорогим, нетрадиционным, многофункциональным оборудованием, отвечающим гигиеническим, анатомофизиологическим,  эстетическим  и другим требованиям.

Нестандартное оборудование - это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Изготовленные    пособия и инвентарь  увеличивают количество упражнений для разных групп мышц, а также позволяют применять дифференцированный метод работы с ребятами, имеющими различные уровни физического развития.

         Нетрадиционный  инвентарь я  использую во всех видах физкультурно-оздоровительной работы: на утренней гимнастике, в непосредственно образовательной деятельности, корригирующей гимнастике, в кружковой работе, в игровой деятельности, в спортивных мероприятиях на свежем воздухе.

 Бесспорно,  развивающая среда  позволяет повысить двигательную активность, подтолкнуть дошкольника к движению, совершаемому по собственной воле, желанию, без принуждения. Поэтому одной из первых задач в работе по физическому воспитанию, было оформление физкультурного зала. 

Придать ему яркий, необычный вид  получилось с помощью создания тематической подвесной среды и наполнения оригинальным нестандартным оборудованием.

Новое нетрадиционное оборудование   вызывает не только большой интерес  у детей, но и позволяет расширить возможности для выполнения многообразных движений. Так же, с внесением  элементов необычности,  у детей естественным образом возникает желание поиграть с новыми для них атрибутами. Они с большим удовольствием лазают, бегают, прыгают, выполняют всевозможные упражнения, играют в подвижные игры.            Очень важно удовлетворить потребность ребенка в движении. Оно служит главным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а так же средством всестороннего развития дошкольника.

 

Предлагаю познакомиться с некоторым нетрадиционным авторским инвентарем, который используется в играх и упражнениях.

Для легкости построения детей в одну шеренгу использую плетеный канат с насаженными на него ориентирами (в разное время года они разные:  листочки, грибочки, снежинки, капельки, цветочки  и т.д.). Детям предлагается встать каждому возле своего ориентира, таким образом, они быстрее осознают необходимость соблюдения интервалов во время построения. Это же пособие используется   в   ходьбе и беге по узкой дорожке и в некоторых подвижных играх.

Мягкие бревна «Гусеницы»

Материал:Синтепон, пух, кусочки ткани, декоративный шнур для отделки элементов, плотная ткань для обшивки.

Использование:Для ходьбы и бега по ограниченной площади, перелезания, перепрыгивания, перешагивания.  Для игр с прокатыванием мячей, набивных мешочков, обручей и др.

Развитие:Ловкость, равновесие, глазомер, сила рук и ног, уверенность в себе.

 

Утяжелители для головы «ЛЯГУШКИ»

 Материал:Синтепон,  декоративный шнур для отделки элементов, плотная ткань для обшивки, речной песок.

Использование:Для формирования правильной осанки, использования в подвижных играх, применения в качестве ориентиров.

Развитие:Ловкость, гибкость, равновесие, удерживание статичной позы, уверенность в себе.

Дети с удовольствием играют с «бревнами», развивая  различные двигательные умения и навыки

игровой набор «Заяц белый»

В наборе:

·        шапочка-маска «Заяц»

·        контейнер – мишень

·        утяжелители для головы

·        снежки для метания

Материал:  Синтепон, паралон, шелк, декоративная тесьма для отделки элементов, пластиковый контейнер-основа.

Использование:  Для игр с бегом, перешагиванием, прыжками, метанием.   

Развитие:  Ловкость, меткость, равновесие, глазомер, сила рук и ног, быстрота, уверенность в себе.

Забавный «ЗАЯЦ» легко трансформируется в мишень для метания снежков.

Мишень и снежки компактно умещаются в контейнере-основе, а утяжелители для головы пригодятся в командных соревнованиях и эстафетах

В подвижной игре «Заяц белый» каждому хочется побыть ведущим

 

Для п/и «Колпачок» изготовлен  : Мягкий набивной мешочек «САПОЖОК»,

Головной убор для ведущего «КОЛПАЧОК»

Цель: Учить детей играть по правилам.

Развивать ловкость, гибкость, меткость, глазомер, быстроту. Воспитывать доброжелательные отношения, чувства товарищества.

«Мягкие  мячи» и мешочки (набивные, разного размера и веса от 20 до 100 гр.) помогают в различных подвижных играх, в упражнениях на формирование осанки. Так же при развитии основных видов движений: ходьбе и бегу змейкой между предметами, бросанию  вдаль правой и левой рукой, толканию мяча головой перед собой («бульдозер»), перешагиванию через мячи и др.

Освоить ходьбу и бег «змейкой» детям помогают необычные зрительные ориентиры – «Фонарики». Они же используются в эстафетах с ползанием, перешагиванием, перепрыгиванием и другими видами движений. 

Изготовлены «Фонарики» из  пластиковых бутылок и коробок от DVD дисков наполненных камушками и ярко украшенных цветным скотчем.  Они быстро собираются и разбираются и удобно складываются в небольшую тару. 

Пособие «Солнышко лучистое» может использоваться в веселых динамичных играх, а так же в играх малой подвижности в заключительной части занятия.

Так же, в конце занятия, мы используем фитовалики с успокаивающим растительным наполнителем (ромашка, хмель, мелисса). Ароматерапия помогает детям расслабиться, пофантазировать и перенестись, мысленно, на летний цветущий луг.

Перечень нетрадиционного оборудования  не заканчивается на этом пособии. Ежемесячно наш багаж пополняется новинками. Кроме того, появляется разнообразие в играх, многие из которых тоже авторские. Эти игры увлекательны для детей и позволяют закрепить разнообразные двигательные навыки. Окрашенные эмоционально, они делают движения для ребенка желанными и достижимыми. 

Только эмоционально насыщенная и разнообразная деятельность  дошкольников в детском саду является основой для решения всех воспитательных задач и в том числе физического развития.